Литература

            Семенова   Ирина   Николаевна

         учитель русского языка и литературы  МКОУ Побединская СОШ              

                Усть-Таркского района   Новосибирской области

 

Литература

 

Конспект урока литературы "Тема Родины в стихотворениях С.А. Есенина" (5 класс)

 

I. Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Рада вас приветствовать на уроке литературы. Думаю: наше сотрудничество будет плодотворным и интересным.
Прикоснитесь друг к другу ладошками и подарите чувство уверенности в том, что сегодня у нас все получится, поддержите друг друга.
- Давайте улыбнемся друг другу, чтобы наш класс наполнился светом, наполнился счастьем.


II. Мотивация учебной деятельности

- Ребята, посмотрите на экран, вам знакомы эти места ?( знакомые с детства места г. Советска)
- В г. Советске вы родились, живете здесь, то этот город
для вас является малой родиной.
- Обратите внимание на рабочие листы. В задании 1 записаны однокоренные слова к слову Родина, выделите, пожалуйста, корень.

- Какой корень этого слова?
(Правильно род. Род – наши предки, семья, близкие люди, без которых невозможна жизнь.)

- Как вы думаете, почему в начале урока я обратила внимание родные вам места, к какому вопросу обратимся сегодня?
(мы сегодня будем говорить о родине)


III. Целеполагание. ( фото Есенина и эпиграф)

-Чей портрет изображен на экране? ( Сергея Александровича Есенина)

- Обратите внимание на эпиграф к теме нашего урока. Что такое эпиграф?
(в эпиграфе содержится основная мысль того, о чем написано или будут говорить)

- Ребята, а кто мне поможет прочитать эпиграф?

«Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моем творчестве».

С. А. Есенин

- Как вы поняли эти строки?(
Тема родины является главной в творчестве Есенина. Всю силу своего таланта он устремил на то, чтобы воспеть родные места)

- Итак, с творчеством какого поэта мы сегодня будем знакомиться?
(С. А. Есенина)

- Какая главная тема в творчестве Есенина?
(Тема родины)

- Помогите сформулировать тему урока, используя главные слова
(Тема Родины в стихотворениях С. А. Есенина: « Я покинул родимый дом», «Низкий дом с голубыми ставнями»)

Подчеркните тему урока на рабочем листе.

-Ребята, а какие цели лично для себя поставите на уроке на этот урок?
(Мы должны познакомиться с жизнью и творчеством поэта, научиться выразительно читать стихи, понимать смысл стихотворений).


IV Знакомство с биографией поэта.

  • Сергей Александрович Есенин родился 3 октября 1895 года в селе Константиново Рязанской волости Рязанской губернии.
  • Родители его были крестьяне. «Фамилия «Есенин» - русская, коренная, в ней звучат языческие корни, связанные с плодородием, с дарами земли, с осенними праздниками», - писал Алексей Толстой.
  • Родители его были крестьяне. Детство его прошло «среди полей и степей». Вот как описывает эти места сестра Есенина Александра: «Широкой, прямой улицей вдоль крутого правого берега Оки пролегло наше село Константиново. Это было тихое, чистое, утопающее в зелени село.
  • Основным украшением являлась церковь, стоящая в центре села, в которой в 1895 тгоду крестиди Сергея Есенина
  • Стихи Есенин начал писать рано, лет с 8 – 9. По его признанию, этому способствовали мелодичные, задушевные песни матери и сказки, которые рассказывала бабушка. Некоторые сказки с плохим концом ему не нравились, и он их переделывал на свой лад.
  • А дед, который очень любил Сергея, пел ему старинные, тягучие, заунывные песни и рассказывал Библию. И это тоже подталкивало Есенина к сочинению собственных стихов.
  • В 1909 году Есенин закончил с отличием Константиновское земское четырехклассное училище, а в 1912 году – так называемую второклассную учительскую школу в селе Спас-Клепики.
  • В 1912 году Есенин уехал в Москву и долгих шесть лет не был дома. О своей любви к родине он рассказывал в своих стихах. Одно из стихотворений, которое было написано вдали от родного дома, мы сейчас прослушаем. Это стихотворение «Я покинул родимый лом…»

V. Чтение и анализ стихотворения «Я покинул родимый дом…»

1. Первичное восприятие.

Внимательно послушайте и приготовьтесь ответить на вопрос: каким настроением проникнуто стихотворение?

Я покинул родимый дом,
Голубую оставил Русь
В три звезды березняк над прудом
Теплит матери старой грусть.

Золотою лягушкой луна
Распласталась на тихой воде.
Словно яблонный цвет, седина
У отца пролилась в бороде.

Я не скоро, не скоро вернусь!
Долго петь и звенеть пурге.
Стережет голубую Русь
Старый клен на одной ноге,

И я знаю, есть радость в нем
Тем, кто листьев целует дождь,
Оттого, что тот старый клен
Головой на меня похож.

1918.

- Каким настроением проникнуто стихотворение?
(грустью, тоской)

- Почему лирический герой тоскует, грустит?
(Он давно не был дома, тоскует по родине)

2. Чтение стихотворения.

- На рабочих листах напечатано стихотворение, прочитайте его про себя . Когда прочитаете, то сядьте прямо, чтобы было видно, что вы выполнили задание.

3. Анализ лирического произведения.

– В каком году написано стихотворение?
(1918г)
– Сколько лет прошло после его отъезда из родных мест?
(6 лет)

Рассказ учителя об исторических событиях в России.

За это время в России произошли серьезные исторические события:
1914 – начало Первой мировой войны. Есенин призван в армию, работает санитаром в военно-санитарном поезде.
1917 – отречение от власти русского царя, две революции: Февральская и Октябрьская.
1918 – попытка захвата территории России войсками стран участников Первой мировой войны.

– Как вы думаете, какой след могли оставить эти события в судьбе поэта?
(Из-за событий, происходивших в России, поэт не мог часто бывать дома, где, как ему казалось, было все по-прежнему, тихо, спокойно. В 1918 году удалось заехать на несколько дней)

– Перечитайте первые две строки стихотворения:

Я покинул родимый дом,
Голубую оставил Русь

- О чем говорится в этих строках?
(о родимом доме)

– Почему автор использует прилагательное родимый, а не родной?
(Родной – прилагательное стилистически нейтральное, то есть употребляемое во всех стилях. Слово родимый отражает чувство нежности и душевной близости.)

– Какую Русь оставил поэт, ведь он никуда не уезжал в 1918 году?
(Да, действительно, в 1918 году поэт не уезжал из России. Русь для него - это родимая деревня Константиново рязанской земли.)

– Почему поэт называет Русь голубой?
(Образ голубых небес, река Обь, даль небес, простор).

- Как называется прием, который использует автор?
(Эпитет.)

- Подчеркните голубым цветом этот эпитет. А какой еще эпитет встретился в первой строчке, тоже подчеркните. На экране вывожу эпитеты.

– Прочитайте третью и четвертую строки стихотворения:

В три звезды, березняк над прудом
Теплит матери старой грусть.

– Что мы представляем, когда читаем эти строки?
(Мы видим постаревшую женщину, которая с грустью вспоминает сына, глядя на звезды над березами. Грусть матери теплится, как лампада, на которую похожи три звезды над прудом.)

- Какой художественный прием использует автор?
(березняк теплит матери грусть – метафора). Давайте подчеркнем зеленым цветом этот прием, как цвет березы.

Прочитайте следующие две строки.

Золотою лягушкой луна
Распласталась на тихой воде.

- Кто из вас догадался, какой прием здесь содержится?
(сравнение – золотой лягушкой.)

- Какое еще художественное средство встретилось?
(эпитет тихой) Подчеркнем синим карандашом.

-Читаем дальше.

Словно яблонный цвет, седина
У отца пролилась в бороде.

– Какой прием скрыт в этих строках?
(Сравнение)

- А какой это яблоневый цвет?
(Бело-розовый ) Эпитет подчеркните розовым цветом

- Читаем дальше.

Я не скоро, не скоро вернусь!
Долго петь и звенеть пурге.

- Какое время года описывается в 1-2 строфах?
(весна)

- А почему сейчас автор пишет о пурге, с чем он ассоциирует пургу?
(События, которые происходили в России, как вьюга, закружили поэта, завладели его сознанием и воображением.)

- Какой прием автор использует?
(олицетворение)

- А еще, ребята, в этих строчках встретился лексический повтор я не скоро, не скоро вернусь. Этим повтором подчеркивает тоску, желание побывать на родине, но пока нет возможности вернуться.

- Прочитайте следующие строки.

Стережет голубую Русь
Старый клен на одной ноге

– Кто хранит “голубую Русь”?
(Ее стережет клен – хранитель родного очага. Он является олицетворением русской деревни для поэта.)

- Вновь какой прием использован?
(олицетворение – зеленый цвет)

-Давайте прочитаем последние четыре строки.

И я знаю, есть радость в нем
Тем, кто листьев целует дождь,
Оттого, что тот старый клен
Головой на меня похож.

– На кого, по мнению Есенина, похож клен?
(на самого поэта)

- Почему?
(Клен в русской поэзии кудрявый. Автор тоже был кудрявым. Оттого клен на него похож головою)

-Давайте еще раз прочитаем художественные средства.

-Почему мы поработали со средствами выразительности?
(Они создают целостную картину, передают чувства автора, смысл стихотворения)

- А сейчас кто желает прочитать выразительно стихотворение вслух, выделяя голосом подчеркнутые средства выразительности.

-Давайте представим картины, созданные поэтом.
(березняк у пруда и звездное небо; отражается золотая луна в воде, клен стоит у старого бревенчатого дома)

Все эти любимые образы, описанные в стихотворении, составляют для Есенина родину.


VI. Физкультминутка

- Я предлагаю создать частичку картины, которая отражает поэтический образ Есенина – это образ клена. У вас на столах лежат кленовые листочки, прикрепите их к кроне дерева. Выходим парами друг за другом от каждого ряда.

- Посмотрите, как крона дерева напоминает кудрявую, пышную голову Есенина.


VII. Чтение и анализ стихотворения « Низкий дом с голубыми ставнями»

- Снова проходит шесть лет. В мае 1924 года Есенин приезжает домой, но там, где стоял родительский дом, он видит пепелище. И первое, что он предложил сделать сестрам, - посадить клен. Клен – хранитель домашнего очага. А свои чувства от встречи он выразил в стихотворении « Низкий дом с голубыми ставнями».

- А сейчас сядьте прямо, прослушайте стихотворение и приготовьтесь ответить на вопрос: какие чувства автор выразил в стихотворении?

Звучит аудиозапись

- Ребята, какие чувства автор выразил в стихотворении?
(нежность, любовь)

- Прочитайте про себя, затем обсудите в парах и выпишите из текста стихотворения эпитеты во вторую часть таблицы, а в первой части подчеркните прилагательные

«Я покинул родимый дом...»

«Низкий дом с голубыми ставнями...»

Голубую оставил Русь...

_____________________ ситцем

Золотой лягушкой луна

______________________небес

Словно яблоневый цвет седина

нежность _____________________

И я знаю, есть радость в нем...

________________ журавлей

 

В ___________________ дали

 

Ракитник ______________ и ____________

 

_______________ ставни

– Найдите эпитеты в стихотворении «Низкий дом с голубыми ставнями...». Как они окрашены? Сереньким ситцем», «северных бедных небес», «нежность грустную», «седых журавлей», «в тощие дали», «сытных хлебов не видали», «ракитник, кривой и безлистый».)

- Какие цвета преобладают в первом стихотворении, во втором?
(Во втором эпитеты окрашены в тусклые, грустные, бледные тона.)

- В каком стихотворении родная природа видится более возвышенной, сказочной, а в каком – более обычной, повседневной, неяркой?(Стихотворение «Я покинул родимый дом...» кажется более ярким, праздничным, чем второе – «Низкий дом с голубыми ставнями...».)

– Какие два эпитета повторяются в обоих стихотворениях? К каким существительным они относятся?
(«Голубая Русь» – «голубые ставни». В таких цветах он видел родной край, Русь..)

С помощью цветописи Есенин передавал чувства и рисовал картины. За это умение его называли Златоцветом. А сейчас на лепестках цветов напишите, какие цвета использует в двух стихотворениях. Вот в таких цветах Есенин видел свою родину. Оставьте на память о сегодняшнем уроке этот цветок.

– Какими строками начинается и заканчивается стихотворение? Зачитайте.

– Как называется такая композиция стихотворения?
(Перед нами кольцевая композиция. Через такую композицию поэт хочет сказать, что где бы он ни был, что бы с ним ни случилось, он всегда останется верен своей родине)


VIII .Подведение итога.

- Какие цели мы перед собой ставили в начале урока. Достигли этой цели?
(Познакомились с биографией Есенина, проанализировали стихотворения, научились выразительно читать стихи, понимать смысл стихотворений).


IX .Рефлексия

Закончите, пожалуйста, предложения.
Познакомившись с творчеством Сергея Александровича Есенина, я понял, что…….
Образ родины, созданный Есениным, я не забуду…..


X. Домашнее задание:

На листочках

  1. Выучить любое стихотворение «Я покинул родимый дом...» или «Низкий дои с голубыми ставнями…»
  2. Найти репродукцию картины известного художника к одному из стихотворений
  3. Подобрать стихотворение С.А.Есенина о родине, подготовить выразительной чтение.

XI. Аудиозапись песни на стихи Есенина.

Стихи Есенина настолько музыкальны, что более 120 положены на музыку. Стихотворение «Низкий клен с голубыми ставнями» тоже положено на музыку. Давайте послушаем.

Мы сегодня говорили о вашей малой родине и о малой родине Есенина – с. Константиново, а я хочу подарить вам закладку в книгу с видами моей малой родины – с. Усть-Тарка.

Файлы:

Вложение Размер
Иконка документа Microsoft Office Рабочий лист к уроку 59.5 КБ
Иконка пакета Презентация к уроку 3.59 МБ

 

урок по литературе в 9 классе.

Есть три непобедимые вещи: гений, доблесть, рождение.

Чаадаев.

Тема: Маленькая трагедия Пушкина “Моцарт и Сальери”. “Гений и злодейство две вещи несовместные”.

Бессильный враг – наш лучший друг, завистливый друг – злейший из наших врагов.

Чаадаев.

Цель урока:

 

1) Подвести ребят к формировке основной идеи трагедии – истории души пораженной гордыней.

2) показать художественные достоинства трагедии: мастерство диалога, глубокое содержательное применение в драме музыки, являющейся элементом сюжетного и идейного содержания (единственное в мировой драматургии).

Тип урока: урок- дискуссия. Интеграция литературы и музыки.

Оборудование:

1. Портрет Пушкина.

2. Рисунок “Моцарт и Сальери”.

3. Музыка Моцарта.

4. Факты биографии композиторов.

5. Пианино, свечи, фужеры.

План урока:

1. Определить тему урока, эпиграф к уроку (запись в тетради), слушая музыку и рассказ.

2. История создания трагедии.

1.Трагедия написана в 1830 году, но замысел относится ещё к 1826 году. Впервые напечатана в 1831 году. В основу сюжета Пушкин положил широко известные в то время слухи, будто известный венский композитор Сальери отравил из зависти гениального Моцарта.

Моцарт умер в 1791 году, в тридцатилетнем возрасте, и был уверен, что его отравили. Сальери дожил до глубокой старости, последние году мучился душевными расстройствами и не раз каялся, что отравил Моцарта. Несмотря на то, что некоторые знакомые обоих композиторов и биографы Моцарта отрицали возможность этого преступления, вопрос до сих пор остается не решенным окончательно.Гаушкин считал факт отравления Моцарта его лучшим другом Сальери установленным и психологически обоснованным.

2б. Дискуссия с чтением фрагментов трагедии.

-«Самое существенное- путь» - говорил Гегель. Пушкин не показал духовного пути,

пройденного Моцартом, зато формирование личности изображено подробно.

-Кто главный герой (Сальери солирует, Моцарт - аккомпанирует)

а) – Внутренний монолог Сальери- история его духовной жизни (чтение).Личность формируется, прежде всего, в профессиональной сфере. Сальери композитор. При постижении духовной жизни необходимо начать с этого. Сальери- учитель Бетховена и Шуберта, был известен как выдающийся композитор, он был последователем оперной реформы Глюка.

-Каким было начало его пути? (призвание его появилось рано).

«Родился я с любовью к искусству». У мальчика твердый характер, отношение к

музыке серьезное, целеустремленное.

-Каким он был в годы учебы? (не хватает таланта)

Трудно давалось теория музыки. Сальери с головой ушел в это, для развития других сторон личности не оставалось времени. Его образование было односторонним, ущербным.

Он добровольный затворник. Усилия вознаграждены.

-Что мы признаем?

Овладел творчеством- этой высшей формой реализации личности. Сальери с честью выдержал испытания. И Сальери заслуживает уважения.

-Отчего Сальери начинает вспоминать жизнь с детства?

«Все говорят: нет правды на земле, но правды нет и выше» Усомниться и в «божьей»

справедливости верующий человек может только в крайности.

-Не свидетельствует ли это о глубоком душевном кризисе?Чтобы отыскать его истоки выйти из кризиса Сальери отправляется в прошлое. -Призвание определяет профессию в общем виде, воплощенную в специальности (композитор, музыкант). Любая специальность может одухотворить жизнь.Сальери ставит высшую цель – стать композитором.-Но как понять слова Сальери о любимом искусстве «Звуки умертвив…»?Сальери не противник вдохновенного творчества. Сальери подчеркивает натужность занятий. Реальные возможности человека должны определять выбор специальности. Чтобы труд приносил радость не достаточно волевых усилий. Недостаток таланта явился причиной того, что нарушена гармония содержания и формальной стороны искусства: Сальери становится формалистом.-Но может быть это временно?Ведь подлинное искусство всегда содержательно. Произведение создается от идеи, источник которой жизнь.

- Всегда ли Сальери искренен? Почему так часто уничтожает свои произведения? Или это высокая требовательность к себе, строгая взыскательность художника. Но скорее причина в другом: Сальери далек от живой жизни, его труд игра музыкальных форм. Хотя есть и восторг и вдохновение.

-Как Сальери определил свою судьбу? Ведь он бы мог стать хорошим исполнителем музыки?

Произведения Сальери нравятся публике, но гармония между жизнью и творчеством нарушена. Вот с этого момента начинается роковое движение Сальери к преступлению.

 

Б) – На музыкальном небосклоне новая звезда – Моцарт. Его яркая черта?

-Как Моцарт передает свои ощущения, которые стали содержанием его произведения?

Реальное живое чувство определяет форму произведения Моцарта. В его сочинениях сама жизнь. Моцарт талантлив, он знает, что такое творчество.

-Каким видим Моцарта?

Живой, жизнелюбивый в искусстве и в жизни.

Чтение. 3. Сценка по ролям.

-Как развивается действие пьесы?-Почему Сальери не любит пародий? Труд не приносит ему радости.-Ваше отношение к Сальери и к Моцарту?По-человечески его жалко. Талант или есть или нет.Моцарт принимает человеческое горе – это долг художника. Он испытывает материальные трудности, но Моцарт натужно не трудится.-Почему Сальери не отказывается от творчества? (От наук, чуждых музыке Сальери надменно отрекается).

-Из этой надменности, что развивается в Сальери? Гордыня. А Моцарт не противопоставляет себя людям, хотя признает – за художником особое место.

Как важен в жизни выбор, это нравственное испытание.

-В чем видит цель жизни Сальери: в служению избранному делу или в честолюбии?

Как относится к себе и к другим?-честно, открыто или затаится, скрыв от людей неспособность воплотить себя в деле, превратив свою жизнь в непрерывный процесс само оправдания. Еще не поздно пересмотреть планы. Чрезмерная гордость Сальери заставила воспротивиться этому.

Для него искусство - способ поддержания амбиций в своих и чужих глазах.

Самолюбивый до крайности, он решает завоевать общественно призвание любым путем.Все тревожнее чувство дисгармонии. Вместо того чтобы искать корень бед в себе, он ищет их в других. Чем несчастнее такой человек, тем агрессивнее его стремление выместить на других свои беды. Сальери до появления Моцарта морально готов был убить любого, кто подозрителен для него.

Путь индивидуалиста:

В душе его рождается Зависть (самолюбие, надменность- агрессивность- зависть- убийство). Он понимает унизительность этого чувства, но нечего не может поделать.

-Как Сальери объясняет зависть к таланту Моцарту?

«Кто скажет…», «я избран, чтоб его (не убить) остановить»

Завистливость в природе индивидуалиста, хотя до встречи с Моцартом Сальери мог контролировать свои чувства. Завистник – индивидуалист чувствует свой долг в том, чтобы оборвать творчество и жизнь талантливого композитора. Таков мрачный итог самооправдания Сальери.

-Как развивается действие пьесы? (чтение диалога)

Моцарт хочет уйти, Сальери заставляет исполнить сочинение.Произведение Моцарта восхищает Сальери, но душа его остается равнодушной, Моцарт встревожен. Сальери спокоен. Даже фраза «гений и злодейство – две вещи не совместные» не останавливают Сальери. Понимание содеянного придет к нему только после преступления, только тогда придет душевное очищение. Рядом с Моцартом не друг, а каменный гость.

«Ты заснешь…»

Запись выводов. 4б.

Гибель выдающийся личности есть покушение на счастье всех людей. Но трагичны судьба и убийцы, человека незаурядного. Гордыня помешала ему оценить свои способности. Противоречия между идеалом творческого труда подражательством ремесленника усилили агрессивность Сальери. Духовный конец его наступает одновременно с физической гибелью Моцарта. В маленькой трагедии содержатся две больших.

Музыка Моцарта останется, а вместе с ней и сам Моцарт.

5. Прослушивание «Реквиема» Моцарта.

6. «Что я чувствую, слушая музыку Моцарта…» (домашнее задание)

7. Итоги урока.

4а. Самое трудное в преступном деянии - это научиться благопристойному его наименованию. Агрессивной стороной изображается Моцарт.

4в. Сталкиваются два мира: нормальный человеческий мир Моцарта, утверждающий связь искусства с человечностью, игрой простой жизнью и творчеством, и мир Сальери, где убийство именуется долгом, яд - «даром любви», а отравленное вино - «чашей дружбы», где жизнь человека- средство.Фактическая победа достается второму миру, моральная - первому.

1833 год Пушкин пишет в заметке о Сальери: «в первое представление «Дон-Жуана», когда весь театр, полныё изумленных знатоков, безмолвно упивался гармонией Моцарта, раздался свист- все обратились негодованием, и знаменитый Сальери вышел из залы - в бешенстве, снедаемый завистью. Некоторые немецкие журналисты говорили, что на одре смерти признался он будто бы в ужасном преступлении – в отравлении великого Моцарта. Завистник, который мог освистать «Дон-Жуана», отравить его творца.

Итак. 1830 год – «маленькие трагедии» («Каменный гость», «Моцарт и Сальери», «Пир во время чумы»). Смысловой центр образуется мотивом – «гибельный пир», он связан со смертью: пир с гостем – статуей, пир – убийство, пир в чумном годе. Пир зловещий, он нарушает коренные запреты, которые для человека должны быть неразрушимы. Пир – это образ, который символически выражает союз, единения . Но возможно ли единение и слияние жизни и смерти? А именно эти силы разыгрывают свои партии в «Моцарте и Сальери».-В чем же конфликт «Моцарт и Сальери»? Пушкин не только показывает психологию зависти, но и с поразительным мастерством рисует механизм зарождения убийства.

 6 кл. Сочинение по картине " В музее" 

 Литература периода  Великой Отечественной войны

 Валентин Распутин 

 урок по рассказу Валентина Распутина

 А.С. Пушкин Жизнь и творчество

 урок : М.Ю.Лермонтов. «Слово о поэте. «Тучи». Чувство одиночества и любви к родине»

 Олимпиада по литературе

 Кот-Бегемот

 

ГОТОВИМСЯ К УРОКУ

Литература

Анализ литературного произведения

Аудиохрестоматия


ПОЛЕЗНЫЕ САЙТЫ

Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ  http://www.gramota.ru

ФЭБ "Русская литература и фольклор" http://www.feb-web.ru

Лингвистика для школьников http://www.lingling.ru

Культура письменной речи http://gramma.ru/

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов - http://school-collection.edu.ru/.

Литературные музеи России (виртуальные

экскурсии) https://www.google.com/culturalinstitute/u/0/project/russian-literature-museums.

 




Комментарии



Оставьте комментарий
Фамилия, имя, отчество
Ваш e-mail
Ваш статус
Ваш комментарий
Код:
Дата последнего обновления страницы 22.06.2019
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
B Roll provided by Videezy