| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
– Найдите эпитеты в стихотворении «Низкий дом с голубыми ставнями...». Как они окрашены? («Сереньким ситцем», «северных бедных небес», «нежность грустную», «седых журавлей», «в тощие дали», «сытных хлебов не видали», «ракитник, кривой и безлистый».) - Какие цвета преобладают в первом стихотворении, во втором? - В каком стихотворении родная природа видится более возвышенной, сказочной, а в каком – более обычной, повседневной, неяркой?(Стихотворение «Я покинул родимый дом...» кажется более ярким, праздничным, чем второе – «Низкий дом с голубыми ставнями...».) – Какие два эпитета повторяются в обоих стихотворениях? К каким существительным они относятся? С помощью цветописи Есенин передавал чувства и рисовал картины. За это умение его называли Златоцветом. А сейчас на лепестках цветов напишите, какие цвета использует в двух стихотворениях. Вот в таких цветах Есенин видел свою родину. Оставьте на память о сегодняшнем уроке этот цветок. – Какими строками начинается и заканчивается стихотворение? Зачитайте. – Как называется такая композиция стихотворения? VIII .Подведение итога.- Какие цели мы перед собой ставили в начале урока. Достигли этой цели? IX .РефлексияЗакончите, пожалуйста, предложения. X. Домашнее задание:На листочках
XI. Аудиозапись песни на стихи Есенина.Стихи Есенина настолько музыкальны, что более 120 положены на музыку. Стихотворение «Низкий клен с голубыми ставнями» тоже положено на музыку. Давайте послушаем. Мы сегодня говорили о вашей малой родине и о малой родине Есенина – с. Константиново, а я хочу подарить вам закладку в книгу с видами моей малой родины – с. Усть-Тарка. Файлы:
урок по литературе в 9 классе.Есть три непобедимые вещи: гений, доблесть, рождение. Чаадаев. Тема: Маленькая трагедия Пушкина “Моцарт и Сальери”. “Гений и злодейство две вещи несовместные”. Бессильный враг – наш лучший друг, завистливый друг – злейший из наших врагов. Чаадаев. Цель урока:
2) показать художественные достоинства трагедии: мастерство диалога, глубокое содержательное применение в драме музыки, являющейся элементом сюжетного и идейного содержания (единственное в мировой драматургии). Тип урока: урок- дискуссия. Интеграция литературы и музыки. Оборудование: 1. Портрет Пушкина. 2. Рисунок “Моцарт и Сальери”. 3. Музыка Моцарта. 4. Факты биографии композиторов. 5. Пианино, свечи, фужеры. План урока: 1. Определить тему урока, эпиграф к уроку (запись в тетради), слушая музыку и рассказ. 2. История создания трагедии. 1.Трагедия написана в 1830 году, но замысел относится ещё к 1826 году. Впервые напечатана в 1831 году. В основу сюжета Пушкин положил широко известные в то время слухи, будто известный венский композитор Сальери отравил из зависти гениального Моцарта. Моцарт умер в 1791 году, в тридцатилетнем возрасте, и был уверен, что его отравили. Сальери дожил до глубокой старости, последние году мучился душевными расстройствами и не раз каялся, что отравил Моцарта. Несмотря на то, что некоторые знакомые обоих композиторов и биографы Моцарта отрицали возможность этого преступления, вопрос до сих пор остается не решенным окончательно.Гаушкин считал факт отравления Моцарта его лучшим другом Сальери установленным и психологически обоснованным. 2б. Дискуссия с чтением фрагментов трагедии. -«Самое существенное- путь» - говорил Гегель. Пушкин не показал духовного пути, пройденного Моцартом, зато формирование личности изображено подробно. -Кто главный герой (Сальери солирует, Моцарт - аккомпанирует) а) – Внутренний монолог Сальери- история его духовной жизни (чтение).Личность формируется, прежде всего, в профессиональной сфере. Сальери композитор. При постижении духовной жизни необходимо начать с этого. Сальери- учитель Бетховена и Шуберта, был известен как выдающийся композитор, он был последователем оперной реформы Глюка. -Каким было начало его пути? (призвание его появилось рано). «Родился я с любовью к искусству». У мальчика твердый характер, отношение к музыке серьезное, целеустремленное. -Каким он был в годы учебы? (не хватает таланта) Трудно давалось теория музыки. Сальери с головой ушел в это, для развития других сторон личности не оставалось времени. Его образование было односторонним, ущербным. Он добровольный затворник. Усилия вознаграждены. -Что мы признаем? Овладел творчеством- этой высшей формой реализации личности. Сальери с честью выдержал испытания. И Сальери заслуживает уважения. -Отчего Сальери начинает вспоминать жизнь с детства? «Все говорят: нет правды на земле, но правды нет и выше» Усомниться и в «божьей» справедливости верующий человек может только в крайности. -Не свидетельствует ли это о глубоком душевном кризисе?Чтобы отыскать его истоки выйти из кризиса Сальери отправляется в прошлое. -Призвание определяет профессию в общем виде, воплощенную в специальности (композитор, музыкант). Любая специальность может одухотворить жизнь.Сальери ставит высшую цель – стать композитором.-Но как понять слова Сальери о любимом искусстве «Звуки умертвив…»?Сальери не противник вдохновенного творчества. Сальери подчеркивает натужность занятий. Реальные возможности человека должны определять выбор специальности. Чтобы труд приносил радость не достаточно волевых усилий. Недостаток таланта явился причиной того, что нарушена гармония содержания и формальной стороны искусства: Сальери становится формалистом.-Но может быть это временно?Ведь подлинное искусство всегда содержательно. Произведение создается от идеи, источник которой жизнь. - Всегда ли Сальери искренен? Почему так часто уничтожает свои произведения? Или это высокая требовательность к себе, строгая взыскательность художника. Но скорее причина в другом: Сальери далек от живой жизни, его труд игра музыкальных форм. Хотя есть и восторг и вдохновение. -Как Сальери определил свою судьбу? Ведь он бы мог стать хорошим исполнителем музыки? Произведения Сальери нравятся публике, но гармония между жизнью и творчеством нарушена. Вот с этого момента начинается роковое движение Сальери к преступлению.
Б) – На музыкальном небосклоне новая звезда – Моцарт. Его яркая черта? -Как Моцарт передает свои ощущения, которые стали содержанием его произведения? Реальное живое чувство определяет форму произведения Моцарта. В его сочинениях сама жизнь. Моцарт талантлив, он знает, что такое творчество. -Каким видим Моцарта? Живой, жизнелюбивый в искусстве и в жизни. Чтение. 3. Сценка по ролям. -Как развивается действие пьесы?-Почему Сальери не любит пародий? Труд не приносит ему радости.-Ваше отношение к Сальери и к Моцарту?По-человечески его жалко. Талант или есть или нет.Моцарт принимает человеческое горе – это долг художника. Он испытывает материальные трудности, но Моцарт натужно не трудится.-Почему Сальери не отказывается от творчества? (От наук, чуждых музыке Сальери надменно отрекается). -Из этой надменности, что развивается в Сальери? Гордыня. А Моцарт не противопоставляет себя людям, хотя признает – за художником особое место. Как важен в жизни выбор, это нравственное испытание. -В чем видит цель жизни Сальери: в служению избранному делу или в честолюбии? Как относится к себе и к другим?-честно, открыто или затаится, скрыв от людей неспособность воплотить себя в деле, превратив свою жизнь в непрерывный процесс само оправдания. Еще не поздно пересмотреть планы. Чрезмерная гордость Сальери заставила воспротивиться этому. Для него искусство - способ поддержания амбиций в своих и чужих глазах. Самолюбивый до крайности, он решает завоевать общественно призвание любым путем.Все тревожнее чувство дисгармонии. Вместо того чтобы искать корень бед в себе, он ищет их в других. Чем несчастнее такой человек, тем агрессивнее его стремление выместить на других свои беды. Сальери до появления Моцарта морально готов был убить любого, кто подозрителен для него. Путь индивидуалиста: В душе его рождается Зависть (самолюбие, надменность- агрессивность- зависть- убийство). Он понимает унизительность этого чувства, но нечего не может поделать. -Как Сальери объясняет зависть к таланту Моцарту? «Кто скажет…», «я избран, чтоб его (не убить) остановить» Завистливость в природе индивидуалиста, хотя до встречи с Моцартом Сальери мог контролировать свои чувства. Завистник – индивидуалист чувствует свой долг в том, чтобы оборвать творчество и жизнь талантливого композитора. Таков мрачный итог самооправдания Сальери. -Как развивается действие пьесы? (чтение диалога) Моцарт хочет уйти, Сальери заставляет исполнить сочинение.Произведение Моцарта восхищает Сальери, но душа его остается равнодушной, Моцарт встревожен. Сальери спокоен. Даже фраза «гений и злодейство – две вещи не совместные» не останавливают Сальери. Понимание содеянного придет к нему только после преступления, только тогда придет душевное очищение. Рядом с Моцартом не друг, а каменный гость. «Ты заснешь…» Запись выводов. 4б. Гибель выдающийся личности есть покушение на счастье всех людей. Но трагичны судьба и убийцы, человека незаурядного. Гордыня помешала ему оценить свои способности. Противоречия между идеалом творческого труда подражательством ремесленника усилили агрессивность Сальери. Духовный конец его наступает одновременно с физической гибелью Моцарта. В маленькой трагедии содержатся две больших. Музыка Моцарта останется, а вместе с ней и сам Моцарт. 5. Прослушивание «Реквиема» Моцарта. 6. «Что я чувствую, слушая музыку Моцарта…» (домашнее задание) 7. Итоги урока. 4а. Самое трудное в преступном деянии - это научиться благопристойному его наименованию. Агрессивной стороной изображается Моцарт. 4в. Сталкиваются два мира: нормальный человеческий мир Моцарта, утверждающий связь искусства с человечностью, игрой простой жизнью и творчеством, и мир Сальери, где убийство именуется долгом, яд - «даром любви», а отравленное вино - «чашей дружбы», где жизнь человека- средство.Фактическая победа достается второму миру, моральная - первому. 1833 год Пушкин пишет в заметке о Сальери: «в первое представление «Дон-Жуана», когда весь театр, полныё изумленных знатоков, безмолвно упивался гармонией Моцарта, раздался свист- все обратились негодованием, и знаменитый Сальери вышел из залы - в бешенстве, снедаемый завистью. Некоторые немецкие журналисты говорили, что на одре смерти признался он будто бы в ужасном преступлении – в отравлении великого Моцарта. Завистник, который мог освистать «Дон-Жуана», отравить его творца. Итак. 1830 год – «маленькие трагедии» («Каменный гость», «Моцарт и Сальери», «Пир во время чумы»). Смысловой центр образуется мотивом – «гибельный пир», он связан со смертью: пир с гостем – статуей, пир – убийство, пир в чумном годе. Пир зловещий, он нарушает коренные запреты, которые для человека должны быть неразрушимы. Пир – это образ, который символически выражает союз, единения . Но возможно ли единение и слияние жизни и смерти? А именно эти силы разыгрывают свои партии в «Моцарте и Сальери».-В чем же конфликт «Моцарт и Сальери»? Пушкин не только показывает психологию зависти, но и с поразительным мастерством рисует механизм зарождения убийства. 6 кл. Сочинение по картине " В музее" Литература периода Великой Отечественной войны урок по рассказу Валентина Распутина А.С. Пушкин Жизнь и творчество урок : М.Ю.Лермонтов. «Слово о поэте. «Тучи». Чувство одиночества и любви к родине»
ГОТОВИМСЯ К УРОКУ Анализ литературного произведения ПОЛЕЗНЫЕ САЙТЫ Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ http://www.gramota.ru ФЭБ "Русская литература и фольклор" http://www.feb-web.ru Лингвистика для школьников http://www.lingling.ru Культура письменной речи http://gramma.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов - http://school-collection.edu.ru/. Литературные музеи России (виртуальные экскурсии) https://www.google.com/culturalinstitute/u/0/project/russian-literature-museums.
КомментарииОставьте комментарий
|
| | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|