Ученикам

            Семенова   Ирина   Николаевна

         учитель русского языка и литературы  МКОУ Побединская СОШ              

                Усть-Таркского района   Новосибирской области

 

Ученикам

 

Образовательные ресурсы

Русский язык

Анаграммы

Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык

Балашова Л.В. и Дементьева В.В. "Курс русского языка"

Веб-сервис проверки правописания "Орфограммка"

Грамматический справочник по русскому языку

Е. И. Литневская Русский язык: краткий теоретический курс для школьников

Коллекция: диктанты - русский язык

Культура письменной речи

Морфемно-орфографический словарь

Опорные конспекты по русскому языку

Основные правила грамматики русского языка

Открытая международная олимпиада для школьников "Светозар"

Подготовка к олимпиаде по русскому языку

Правила русского языка

Пособие по  орфографии русского языка

Русские словари

Русский язык и культура речи

Словарь русских синонимов

Словопедия

Современный русский

Сочинения по картинам

Справочно-информационный портал "Грамота.ру"

 

Стилистика русского языка

Толковые словари

Толковый словарь Даля, Ожегова, Ушакова

Филология в задачах

Фразеологический калейдоскоп

Школьный помощник

Электронный учебник "Синтаксис современного русского языка" Н.С. Валгина

Этимологический словарь

Этимология и история слов русского языка

ЯРУС. Портал русского языка

Литература

Авторским голосом

Аудиохрестоматия мировой литературы голосами мастеров сцены

Афоризмы великих людей
Библиотека Гумер - гуманитарные науки

Библиотека "К уроку литературы"

Библиотекарь

Золотой Стихофон

Лекции профессора СПбГУ И.Н. Сухих по русской литературе XX века

Литература

Литература в схемах и таблицах

Литература - понятия и жанры

Литературные сайты

Медиатека образовательных ресурсов

Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия

Мифологический словарь

Наследие Марины Цветаевой

Новая литературная энциклопедия

Подготовка к ЕГЭ по литературе онлайн

Поэзия серебряного века

Русская виртуальная библиотека

Русская литература XIX века

Словарь литературоведческих терминов

Средства выразительности речи

Сборники поэтического мультимедийного контента

Сказки А.С. Пушкина

Урок в формате А4

 

Хрестоматия по русской литературе

Основной государственный экзамен

Часть 1 (изложение)

Часть 2 (тесты)

Часть 3 (сочинение)

 

Словарь терминов

Повторяем изученное

Демонстрационный вариант КИМов - 2017 г. Для работы с файлами необходимо убедиться в наличии программы для просмотра и печати документов формата PDF. Если она у Вас отсутствует, рекомендуем загрузить ее с сайта производителей>>

 

Единый государственный экзамен

Демонстрационный вариант КИМов -2017 г.  Для работы с файлами необходимо убедиться в наличии программы для просмотра и печати документов формата PDF. Если она у Вас отсутствует, рекомендуем загрузить ее с сайта производителей>>

 

Орфография как часть науки о языке. Орфограмма

 


Ребята, сегодня мы с вами будем говорить о науке, к которой вы уже не раз обращались, изучая русский язык в школе. Эта наука —орфография.

Само слово орфография образовалось из двух греческих корней:orthos — «правильный» и graphe — «письмо». У слова орфография есть русский аналог — правописание.


Орфография— раздел науки о языке, в котором изучаются общепринятые правила написания слов какого-нибудь языка.


Существует два типа написания слов:

1)  по произношению (пишу точно то, что слышу);

2)  написание, которое руководствуется орфографическим правилом или традицией.

Орфография занимается вторым типом написания.


Орфограмма— написание по орфографическим правилам или традиции.


Правильно написать то или иное слово нам помогает орфографическое правило.

Орфография изучает:

1)  как с помощью букв на письме можно передать звуки речи;

2)  когда употребляются большие буквы;

3)  в каких случаях слова пишутся слитно, раздельно или через  дефис;

4)  как правильно переносить слова с одной строки на другую.


Орфографическое правило— это инструкция, в которой указываются условия выбора правильных написаний в слове.


Важный вывод
Ребята, сегодня мы говорили с вами об особой науке о языке  орфографии, которая определяет единообразные способы написания слов с помощью буквенных и небуквенных знаков.
Орфография имеет дело с написанием слова по традиции или по орфографическому правилу.
Орфографическое правило — это инструкция, в которой указываются условия выбора правильных написаний в слове.

 

Морфемика. Словообразование


Кайры


Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.


В долгую суровую зиму остров Ионы не_битаем. Но вот н_сту­пает в_сна. Со_нце пр_гревает землю. Снег тает и начинается ра_рушение льда.

В это время на острове по_вляются первые гости. Пр_летают раз­ные птицы кайры  бакланы  чайки  маленькие морские п_тушки.

Особенно много на остр_ве кайр. Это красивые сп_койные пти­цы с ч_рной голо_кой и спинкой  с белым брюшком и острым но­сиком. Они деловито ра_хаживают по скалам и устраивают себе там квартиры. Гнёзд они не строят  поэтому забот у них мало. Яйца кайры кладут прямо на скалах. Найдут кайры маленький уступ и кладут туда яйцо.

Птицы большую часть времени сидят на скалах или плавают по морю. Сидят они на самых обрывах.

Кайра — птица тяж_лая. С ровного места ей подня(тся, ться) трудно. Она выбирает высокие и _брывистые места. С обрыва она бросает­ся прямо вни_ а потом в п_лёте ра_правляет крылья.

                                                    (По В. Арсеньеву)

Грамматическое задание

1.    Выполните разбор выделенного предложения. Составьте схему.


2.    Сделайте фонетический разбор выделенного слова.


3.    Подберите и запишите синонимы к слову тяжёлая.


4.    Подберите и запишите антонимы к словам подняться, вниз, красивые.


5.    Докажите, записав словосочетания, что слово головка многознач­ное, употребив его в разных лексических значениях.

 

Морфемный разбор

 Здравствуйте, дорогие ребята!

      Сегодня мы повторим, что такое морфемы, а также отработаем и закрепим

порядок морфемного разбора слова.

       Задание 1.

      Запишите в тетрадь слова  в составе словосочетаний, графически объясните написание приставок.

      Ра_будить, бе_дарный, и_пытать, _жимать, и_возчик, бе_печный, в_карабкаться, и_дательство, ни_кий, ра_писаться, в_бираться.

      Вспомним! 

       - Что такое морфема?

      - Посмотрите интерактивную таблицу и вспомните, что называется корнем, приставкой, суффиксом, окончанием.

- Что нужно сделать, чтобы определить основу слова?  

      - Как найти корень слова?      

       Задание 2.

        Выполните тест.

       - Какую роль играет приставка? 

       Задание 3.

       - Выделите в словах приставки?

                           Синтаксический разбор простого предложения:

 

 

План разбора:

 

1. Подчеркнуть главные члены предложения и обозначит, чем они выражены.

2. Подчеркнуть второстепенные члены предложения и обозначить, чем они выражены.

3. Дать характеристику предложению

O  по цели высказывания;

O  по интонации;

O  по количеству основ;

O  по характеру основы;

O  по наличию второстепенных членов;

O  по наличию всех членов предложения;

O  чем осложнено.

Образец разбора:

 

 нар.    мест.      гл.                обращ.

Как тебя зовут, душа моя?

(Вопросит., невосклиц., простое, односост., неопределённо-личное, распростр., осложнено обращением).

              

    вв.сл.             гл.                сущ.            сущ.      сущ.

Кажется, шепчут колосья друг другу.

(Пов., невоскл., простое, двусост., распр., осложнено вв.словом)

 

                     сущ.                     прич. оборот                                гл.              нар.                    нар.    

            Солнце, ещё не вошедшее в силу, греет бережно и ласково.

(Пов., невоскл., простое, двусост., распр., осложнено обособленным определением и однородн. обст.)

 

Синтаксический разбор словосочетания:

План разбора:

 

1. Вычленить словосочетание из предложения (при необходимости).

2. Указать главное и зависимое слово.

3. Определить вид словосочетания по главному слову.

4. Определить тип связи в словосочетании.

 

Образец разбора:

 

                                                 Х

Скоро наступит (глагольное, примыкание)

 

                                             Х

Долгожданная весна (именное, согласование)

 

         Х

Люблю леса (глагольное, управление)

 

Словообразовательный разбор

 

Морфологические способы словообразования

 

·         Приставочный способ словообразования

 

Побелеть  < по + белеть (приставочный)

Перекрасить < пере + красить (приставочный)

Предобрый < пре + добрый (приставочный)

Пригород < при + город (приставочный)

 

·         Суффиксальный способ образования

Тёпленький < тёплый + еньк (суффиксальный)

Слоник < слон + ик (суффиксальный)

Создатель < создать (суффиксальный)

Белеть < белый + е (суффиксальный)

Быстро < быстрый + о (суффиксальный)

Читающий < читать + ющ (суффиксальный)

Читаемый < читать + ем (суффиксальный)

Читавший < читать + вш (суффиксальный)

Прочитанная < прочитать (суффиксальный)

Глядя < глядим + я (суффиксальный)

Плача < плачем + а (суффиксальный)

Крикнув < крикнуть + в (суффиксальный)

Крикнувши < крикнуть + вши (суффиксальный)

Увлекши < увлечь + ши (суффиксальный)

 

·         Приставочно-суффиксальный (конфиксальный) способ образования слов

Предместье < пред + место +[ j ][ э ] (приставочно-суффиксальный)

Выспаться < вы + спать + ся (приставочно-суффиксальный)

Подземный < под + земля + н (приставочно-суффиксальный)

Разболеться < раз + болеть + ся (приставочно-суффиксальный)

Насухо < на + сухой + о (приставочно-суффиксальный)

 

·         Бессуффиксный способ образования слов (бессуффиксальный)

Осмотр < осмотреть (бессуффиксный)

Замена < заменить (бессуффиксный)

Ход < ходить (бессуффиксный)

Глубь < глубокий (бессуффиксный)

Высь <высокий (бессуффиксный)

 

·         Сложение (слов или основ с соединительной гласной или без неё)

Магазин – салон < магазин + салон

Выставка – ярмарка < выставка + ярмарка

Кресло – качалка < кресло + качалка

Лесостепь < лес (о) степь

 

·         Сокращение основ

а) начальная часть слова + целое слово

Стенгазета < стенная газета

б) из начальных слогов

Завхоз < заведующий + хозяйство

Местком < местный + комитет

Юннат < юный + натуралист

Завмаг < заведующий + магазин

в)  звуков

Вуз, ЦУМ, РОНО, ГУМ, СМИ, БАМ

г) буквенный

 

Морфологические способы словообразования

 

·   распад на омонимы:

Дворник (человек) < дворник (в машине)

Ёрш (рыба) < ёрш (щётка)

·   слияние словосочетания в слово:

Быстротекущий < быстро текущий

Вышеупомянутый < упомянутый выше

Сегодня < сего дня

Спасибо  < спаси Бог

·                                               переход слова в другую часть речи:

Благодаря за помощь (деепричастие) – благодаря ей (предлог)

Ранним утром (существительное) – отправимся утром (наречие)

- субстантивация

Имя существительное < имя прилагательное (причастие)

Больной, столовая, учительская, проходная, учащиеся

 

Фонетический разбор слова:

План разбора:

1. Слоги, ударение.

2. Гласные звуки: ударные и безударные; какими буквами обозначены.

3. Согласные звуки: звонкие и глухие; твёрдые и мягкие; какими буквами обозначены.

4. Количество звуков и букв.

 

Образец разбора:

?                        ?

Ель – ник – [j’эл’н'ик] – 2 слога

 

- [j’] – согласный, звонкий, мягкий,

е

- [э] – гласный, ударный,

 

л – [л’] – согласный, звонкий, мягкий,

ь -------------------------

н – [н’] – согласный, звонкий, мягкий,

и – [и] – гласный, безударный,

к – [к] – согласный, глухой, твёрдый.

__________________________________

6 букв, 6 звуков.

Синтаксический разбор сложного предложения:

Порядок синтаксического разбора сложносочинённого предложения 

План разбора: 

O  Вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное или побудительное).

O  Вид предложения по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное).

O  Сложное.

O  Союзное.

O  Сложносочинённое.

O  Количество частей в составе сложного, их границы (выделить грамматические основы в простых предложениях).

O  Средства связи между частями (указать союзы и определить значение сложного предложения).

O  Схема предложения.

Образец разбора:

Была зима, но все последние дни стояла оттепель. (И.Бунин).

 (Повествовательное, невосклицательное, сложное, союзное, сложносочинённое, состоит из двух частей, между первой и второй частями выражено противопоставление, части соединены противительным союзом но.)

Схема предложения:

[   ]1, но  [   ]2.

Порядок синтаксического разбора сложноподчинённого предложения 

План разбора:

O  Вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное или побудительное).

O  Вид предложения по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное).

O  Сложное.

O  Союзное.

O  Сложноподчинённое.

O  Количество частей (выделить грамматические основы в простых предложениях).

O  Главная и придаточная части.

O  Что распространяет придаточная часть.

O  Чем присоединяется придаточная часть.

O  Расположение придаточной части.

O  Тип придаточной части.

O  Схема сложноподчинённого предложения.

 

Образец разбора:

            Когда она играла внизу на рояле1, я вставал и слушал2. (А.П. Чехов)

(Повествовательное, невосклицательное, сложное, союзное, сложноподчинённое, состоит из двух частей. 2-я часть главная, 1-я – придаточная, придаточная часть распространяет главную часть и присоединяется к ней союзом когда, придаточная часть располагается перед главной, тип придаточной части – придаточное времени).

 

Схема предложения:

Когда?

 

(союз когда…)1,  [ … ]2.

придаточное

времени

 

                       Сущ..                глаг.         союз   мест.       Глаг.             пр.       прил.                    сущ.

Путники увидели, что они находятся на маленькой поляне. (Повеств., невоскл., сложное, СПП с прид. изъяснительным, 1) нераспр., двусост., полное. 2) распр., двусост., полдное).

[ ____               ], (что…).

 

                     Порядок синтаксического разбора бессоюзного сложного предложения 

План разбора: 

O  Вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное или побудительное).

O  Вид предложения по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное).

O  Сложное.

O  Бессоюзное.

O  Количество частей (выделить грамматические основы в простых предложениях).

O  Схема предложения.

Образец разбора:

Песенка кончилась1 – раздались обычные рукоплескания2. (И.С. Тургенев)

(Повествовательное, невосклицательное, сложное, бессоюзное, состоит из двух частей, первая часть указывает на время действия того, о чём говорится во второй части, между частями ставится тире.)

Схема предложения: 

 [   ]1  -   [   ]2 . 

Морфологический разбор

Самостоятельные части речи

·         Глагол

План разбора:

I. Часть речи. Общее значение (действие).

П. Морфологические признаки.

1. Начальная форма (неопределенная).

2.     Постоянные признаки:

а) вид,

б) переходность - непереходность,

в) возвратность - невозвратность*,

г) спряжение.

3. Непостоянные признаки:

а)  наклонение,

б) время (если есть),

в) число,

г)  лицо (если есть),

д) род (если есть).

III. Синтаксическая функция (каким членом предложения является).

 

Образец разбора: 

Запах антоновских яблок исчезает   из помещичьих усадеб. (И.А.Бунин)

 

I. Исчезает — глагол, обозначает действие.

II. Морфологические признаки.

1.       Начальная форма — исчезать.

2.   Постоянные признаки:

а) несовершенный вид,

б)  непереходный,

в)  невозвратный,

г) I спряжение.

3.  Непостоянные признаки:

а) изъявительное наклонение,

б) настоящее время,

в) единственное число,

г)  3-е лицо.

III. В предложении является простым глагольным сказуемым. Запах (что делает?) исчезает.

В ответном письме папа просил  сообщить  ему содержание лекций, которые я буду слушать. (В.Вересаев)

I. Просил — глагол, обозначает действие.

II.  Морфологические признаки.

1.       Начальная форма — просить.

2.   Постоянные признаки:

а) несовершенный вид,

б) переходный,

в)  невозвратный,

г) II спряжение.

3.  Непостоянные признаки:

а) изъявительное наклонение,                                                             

б) прошедшее время

в) единственное число,                                                                             

г) мужской род.

III. В предложении является простым глагольным сказуемым:                                

Папа (что делал?) просил.

 

 

Сообщить — глагол, обозначает действие.

II. Морфологические признаки.

1. Начальная форма — сообщить.

2.       Постоянные признаки:

а)  совершенный вид,                                                                                                     

б) переходный,

в) невозвратный,

г)  II спряжение.

3.  Непостоянные признаки: нет, так как глагол употреблен в неопределенной форме.
III. В предложении является дополнением. Просил (о чём?) сообщить.

 

                                              ·         Причастие

План разбора:

I. Часть речи (особая форма глагола). Общее значение (признак по действию). От какого глагола образуется.

П.  Морфологические признаки:

Начальная форма (именительный падеж единственного числа мужского рода).

1.      Постоянные признаки:

а)  действительное или страдательное,

б) время,

в) вид.

3.  Непостоянные признаки:

а) для страдательных — полная или краткая форма,

б) падеж (у причастий в полной форме),

в) число,

г) род (для ед. числа).

III. Синтаксическая функция (каким членом предложения является).

 

Образец разбора:

 

Дома подступали почти вплотную к опущенному окну. (Б.Пастернак)

I. (К) опущенному (окну) — причастие, особая форма глагола, обозначает признак предмета по действию (окно, которое опустили), образовано от глагола опустить.

П. Морфологические признаки:

1. Начальная форма — опущенный.

2.     Постоянные признаки:

а) страдательное,

б) прошедшее время,

в)         совершенный вид.

3. Непостоянные признаки:

а)         полная форма,

б)         дательный падеж,

в) единственное число,

г) средний род.

III. В предложении является согласованным определением. К окну (какому?) опущенному.

 

 

                                                  ·         Деепричастие

План разбора:

I. Часть речи (особая форма глагола). Общее значение (добавочное действие). П. Морфологические признаки.

1. Начальная форма (неопределенная форма глагола).

2.      Постоянные признаки:

а)  вид,

б) неизменяемость.

III. Синтаксическая функция (каким членом предложения является).

 

Попав    в  тень   чуть  зеленеющих лип,   писатели  первым  долгом  бросились  к  пёстро раскрашенной будочке... (М.А.Булгаков)

I.  Попав — деепричастие, особая форма глагола, обозначает добавочное действие (попали и
бросились).

II.  Морфологические признаки.

1. Начальная форма — попасть.

2.      Постоянные признаки:

а)  совершенный вид,

б) не изменяется.

III.  В предложении входит в состав обособленного обстоятельства времени, выраженного деепричастным оборотом.

 

                                          ·         Имя существительное

План разбора:

I. Часть речи. Общее значение (предмет, предметность).

П. Морфологические признаки.

1. Начальная форма (именительный падеж единственного числа).

2.      Постоянные признаки:

а) собственное — нарицательное,                                                                             

б) одушевленное — неодушевленное,

в) абстрактное — конкретное — вещественное — собирательное*

г) род,

д) склонение.

3.  Непостоянные признаки:

а)  падеж,

б) число.

III. Синтаксическая функция (каким членом предложения является).

 

Образец разбора:

Гость повернул свое лицо.

I. Лицо — имя существительное, обозначает предмет.

П. Морфологические признаки.

1. Начальная форма — лицо.

2.      Постоянные признаки:

а) нарицательное,

б) неодушевленное,

в) конкретное,                                                                         

г) средний род,

д) 2-е склонение.

3. Непостоянные признаки:

а) употреблено в винительном падеже,

б) в единственном числе.

III. В предложении является прямым дополнением. Повернул (что?) лицо.

... восстановило команду против упрямца и задиры...

I. Команду — имя существительное, значение предметности.

II. Морфологические признаки.

1.      Начальная форма — команда.

2.  Постоянные признаки:

а) нарицательное,

б) неодушевленное,

в) женский род,

г) 1-е склонение.

3.  Непостоянные признаки:

а) употреблено в винительном падеже,

б) в единственном числе.

III.  В предложении является прямым дополнением.

  

I. Упрямца — имя существительное, значение предметности.

II. Морфологические признаки.

Начальная форма — упрямец.

Постоянные признаки:

а)   нарицательное,

б)   одушевленное,

в) мужской род,

г) 2-е склонение.

2. Непостоянные признаки:

а) употреблено в родительном падеже,

б) в единственном числе.

III. В предложении является косвенным дополнением.

                                           ·         Имя прилагательное

План разбора:

I. Часть речи. Общее значение — признак предмета.

П. Морфологические признаки.

1.      Начальная форма (именительный падеж единственного числа мужского рода).

2.  Постоянные признаки:

а) качественное,

б)  относительное,

в) притяжательное.

3.  Непостоянные признаки:

1)  у качественных:

а) степень сравнения,

б) краткая или полная форма;

2) у всех прилагательных:

а)  падеж,

б) число,
в) род.

III. Синтаксическая функция (каким членом предложения является).

Образец разбора:

... разговариваем о теперешнем состоянии России ...

I. Теперешнем (состоянии) — имя прилагательное, обозначает признак предмета. предмета. Морфологические признаки.

1. Начальная форма — теперешний.

2.       Постоянные признаки: относительное.

3.       Непостоянные признаки:

а)  употреблено в предложном падеже,

б)  в единственном числе,

в)  в среднем роде.

III. В предложении является согласованным определением. О состоянии (каком?) теперешнем.

Воздух чист

I. Чист — имя прилагательное, обозначает признак предмета.

П. Морфологические признаки.

1. Начальная форма — чистый.

2.       Постоянные признаки: качественное.

3.       Непостоянные признаки:

а)  употреблено в краткой форме,

б) в единственном числе,

в) в мужском роде.

III. В предложении входит в состав именного сказуемого. Воздух (каков?) чист.

                                                           ·                           Имя числительное

            План разбора:

I. Часть речи. Общее значение.

П. Морфологические признаки.

1. Начальная форма (именительный падеж).

2.       Постоянные признаки:

а)  простое или составное,

б) количественное / порядковое,

в) разряд (для количественных).

3.  Непостоянные признаки:

а) падеж,

б) число (если есть),

в) род (если есть).

III. Синтаксическая функция (каким членом предложения является).

Образец разбора:

Поезд приехал в три  часа.

I. (В) три (часа) — имя числительное, обозначает число.

II.        Морфологические признаки.

1. Начальная форма — три.

2.       Постоянные признаки:

а)  простое,

б)  количественное,

в)  обозначает целое число.

3.  Непостоянные признаки: употреблено в винительном падеже.

III.  В предложении является обстоятельством времени.
Приехал (когда?) в три часа.

Мы застыли в ожидании первой  трели.

I. Первой (трели) — имя числительное, обозначает порядок при счете.

П. Морфологические признаки.

1. Начальная форма — первый.

2.      Постоянные признаки:

а)  простое,

б)  порядковое.

3.  Непостоянные признаки:

а)  употреблено в родительном падеже,

б)  в единственном числе,

в)  в женском роде.

III. В предложении является согласованным определением.

Трели (какой?) первой.

 

                                                                ·                           Местоимение

План разбора:

I. Часть речи. Общее значение.

П. Морфологические признаки.

1. Начальная форма.

2.     Постоянные признаки:

а) разряд,

б) лицо (если есть).

3. Непостоянные признаки:

а)  падеж,

б)  число (если есть),

в)  род (если есть).

III. Синтаксическая функция (каким членом предложения является).

 

Образец разбора:

Вы себе мелеете вообразить...

I. Вы — местоимение, указывает на лицо.

II.  Морфологические признаки.

1.       Начальная форма — вы.

2.       Постоянные признаки:

а)  личное,

б) 2-е лицо,

в) множественное     число.

3.  Непостоянные признаки: употреблено в именительном падеже.


III. В предложении является подлежащим.

 

I. Себе — местоимение, указывает на лицо.

П. Морфологические признаки.

1. Начальная форма — себя.

2.       Постоянные признаки: возвратное.

3.       Непостоянные признаки: употреблено в дательном падеже.

III. В предложении является косвенным дополнением.

 

                                                                      ·                           Наречие

План разбора:

 

I. Часть речи. Общее значение.

П. Морфологические признаки.

1. Неизменяемое слово.

2.      Разряд но значению.

3.      Степени сравнения (если есть).

III. Синтаксическая функция (каким членом предложения является).

 

Образец разбора:

... как часто я бываю...

I. Часто — наречие, обозначает признак действия. П. Морфологические признаки.

1,  Неизменяемое слово.

2.  Обстоятельственное, наречие меры и степени.

III. В предложении является обстоятельством меры и степени.

 

Служебные части речи

                                           ·         Предлог

                                                                         План разбора:

I. Часть речи. Общее значение.

П. Морфологические признаки:

а) простой или составной

б)         производный или непроизводный

в)         неизменяемость

Образец разбора:

 

Над - предлог

I.      Вставал над землёй

П.      Морф призн.: прост., непроизв., неимзм.

                                           ·         Союз

                                                                           План разбора:

I.   Часть речи. Общее значение.

П.   Морфологические признаки:

а) сочинительный или подчинительный

б) простой или несоставной

в) неизменяемость

Образец разбора:

И - союз

I.    Оглянулась и увидела

II.   Морф призн.: сочинит., прост., неимзм.

                                          ·         Частица

                                                                        План разбора:

I.   Часть речи. Общее значение.

II.   Разряд

Образец разбора:

Же - частица

I.   Доп.знач.усиления

П.   Смысл.

 


Морфемный разбор 

План разбора:

  1. Определить слово как часть речи.
  2. У изменяемого слова найти окончание.
  3. Указать основу.
  4. Путём подбора однокоренных слов выделить в слове корень.
  5. Выделить приставки и суффиксы (если они есть).

 

O  Формообразующие суффиксы глаголов : -л- (суффикс глагола прошедшего времени); -ть-

(-ти-) (суффикс инфинитива), суффиксы причастий и деепричастий – не входят в основу слова:

Писал, читать, принести.

O  У глаголов, оканчивающихся на –чь, -чь входит в состав корня:

Жечь, беречь.

O  Возвратные суффиксы –ся, -сь входят в основу слова:

Открывается.

 




Комментарии



Оставьте комментарий
Фамилия, имя, отчество
Ваш e-mail
Ваш статус
Ваш комментарий
Код:
Дата последнего обновления страницы 22.06.2019
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
B Roll provided by Videezy